Математика: неужели всё так просто?

calculator-3822922__340И снова в эфире досуговый центр «Подсолнух»! Здравствуйте! Тема нашего разговора сегодня — ментальная арифметика для дошкольников.

Мы уже как-то писали про то, что сам по себе счёт в уме — не такая уж и сложная штука. Но под ним должны лежать обстоятельства, которые делают эту простую вещь возможной.

Для примера можно провести пример из водительской практики. Возьмите обычный разворот машины направо или налево. Казалось бы, чего проще — взял руль да повернул.

Но нет! Чтобы взять руль и повернуть, надо:

  • иметь машину;
  • иметь в ней топливо и масло;
  • уметь завести машину и сделать это;
  • нажать правильную комбинацию педалей и привести машину в движение;
  • найти место, где будет можно повернуть;
  • и вот тогда уже повернуть.

Вот с быстрым устным счётом то же самое. Ментальная математика для дошкольников — это частью своей именно создание условий, когда ребёнок сможет просто взять и быстро сосчитать что-то в уме. Всё остальное не требует работы: быстрый счёт естественен для человека.

Ментальная арифметика для дошкольников: примеры

Недавно одна мама рассказала нам чудесный случай. Для неёё-то чудесный, а для нас — просто подтверждение правила.

Мальчонок семи лет был очень уж рассеянный и неугомонный. Хороший паренёк: и маме искренне помогал, и добрый, и умный. Но всё это портилось тем, что из-за своей рассеянности он просто всё нечаянно портил.

И считать он умел хорошо. Но не мог сосредоточиться и писал неправильную цифру вместо правильной. Хотя правильный ответ знал. За это оценки и снижали.

Кто-то отправил бы парня, боже упаси, к психиатру, тот поставил бы ему диагноз типа «гиперактивности» и посадил бы на «чудесные» сильнодействующие лекарства, прибившие бы парня вконец.

Но мама не сглупила и послушала совета одного педагога.

Паренька просто посадили на стульчик, велели закрыть глаза и посидеть так. Просто посидеть, да с секретом: не нужно было ни думать, ни дёргаться, ни ёрзать, ни говорить. Просто сидеть, понимать происходящее, естественным образом слышать и чувствовать то, что вокруг.

Педагог называла это просто «быть здесь», объяснив, что если внимание ребёнка убегает из класса или тетрадки, он с тем же успехов мог бы просто пойти гулять.

Что тут началось! Крики, плач, обвинения ребёнка так контрастировали с его обычной дружелюбностью, что мама забеспокоилась, но педагог просто объяснила, что не так, и попросила парня продолжать просто сидеть. Он пинался! Он кусался!

Но после нескольких часов это ада он… Наконец, смог просто сидеть спокойно. Он, внутри хороший и добрый, обуздал себя. А доброе отношение педагога помогло это сделать.

Нет, он не стал гением. Но после этого упражнения он гораздо лучше сидел на уроках и стал правильнее писать ответы.

Это и есть одна из тех вещей, которые мы называем обстоятельствами, мешающими ребёнку считать! На занятиях для дошкольников по ментальной арифметике мы помогаем ребёнку убрать некоторые такие мешающие обстоятельства.

В следующей статье напишем ещё об одном обстоятельстве.

Поделиться: