Блог

Как полюбить математику (продолжение)

learn-2405206_960_720Так вот, возвращаясь к теме. Ментальная арифметика СВАО заслуживает более подробного объяснения.

В прошлой статье мы говорили о том, чем математика, как она должна быть, отличается от математики, которую мы часто видели в школе.

Разница — в способе её преподавания или самостоятельного изучения.

Тут читатель уже может потребовать, чтобы я рассказала вам, как надо: мол, как не надо, мы и сами знаем.

Основы изучения математики

Итак, вот основы такого изучения математики, чтобы она была применимой, увеличивала интеллект ребёнка и его желание учиться:

  • ориентация на понимание.Мы привыкли к тому, что формулы, таблицы чисел или константы нужно запоминать. Это правда, но… Под каждой такой вишенкой знания лежит обширнейший торт теории! Да что там торт — целый Эверест или, как минимум, Монблан или Арарат.При обычном обучении эту область теории прячут от глаз ученика. Мол, чтобы не перегружать голову. Дают лишь пару скупых строчек и формулу, которую надо запомнить.

    Всё. На этом наша математика закончилась. Она стала мёртвой и скучной, потому что теперь она фундаментально не понята. Формула будет забыта как только представится возможность.

    Вся глубина падения будет ясна вам, как только вы осознаете: ребёнок не знает, как устроена система деления одного числа на другое. Он не понимает принцип построения таблицы умножения. Он не знает, как появилась на свет та или иная формула.

    Компетентные учёные не столько запоминают формулы — когда они их пишут, они каждый раз заново выводят их из основ своей области.

    Поэтому понимание в математике играет ключевую роль, и стоит оно перед запоминанием. К сожалению, тупая зубрёжка никогда не приводила к осознанию сути чего-то;

  • ориентация на постепенность.После первого пункта становится ясно, что постепенность изучения математики может быть нарушена тем, что ученику не дают теорию, лежащую в основе выводов, а предлагают только сами выводы.Но я не говорила, что нужно знать перед теорией!

    Это — термины. Все потуги объяснить ребёнку идею сложения чисел будут тщетны, если он не знает слова «сумма»! Термины требуется кристально чётко понять раньше момента, когда учитель начнёт объяснять что-то с их помощью.

    А раньше терминов нужно разобрать слова русского языка, которыми объясняются эти термины.А ещё раньше — ребёнок должен присутствовать своими мыслями в классной комнате!

Это, однако, уже не ментальная арифметика в СВАО, а более широкий пласт истин о правильном изучении чего-либо. Бесценных, поразительных истин, которым не учат в школе. Но об этом — в наших следующих статьях! Следите за нашим блогом — и будем рады комментариям!

Непонятное слово

palace-guards-535567__340Василёк уже второй час сидел, скрючившись, за столом, проклиная эту домашнюю работу. Аж спина заболела.

Работа не клеилась. В учебнике было ничего не понятно. Василёк напрягал голову, вспоминал, что там писала Мария Ильинична на доске.

«Классная работа… Архимед… Нет, Архимед на портрете над доской. Вот там белым мелом написано, а в середине — малиновеньким, что же там?.. Светка на первой парте с новым бантиком…»

Ничего не получалось. Да ещё и мама не шла. А мама крепко сказала: пока математику не сделаешь — гулять не пойдешь!

А в голове, как назло, была пустота. Как Черная Дыра. Василёк не знал, что такое «Черная Дыра», но всё равно было страшно и похоже.

Он вздохнул, почесал голову и встал. Пошел на кухню, достал из холодильника йогурт с мишкой на этикетке и съел. По телевизору показывали, что от йогурта можно умнее стать.

Потом Василёк прошёл в мамину комнату и посидел перед черным пианино с надписью «Чайка», потому что папа говорил, что музыка дает силы для работы. Но сил не прибавилось, даже после того, как Василёк сыграл одним пальцем собачий вальс.

Придётся ждать маму. Мама поможет.

И тут, словно услышав Васькины мысли, в двери заворочался ключ. Василёк вскочил и стремглав побежал к двери.

— Мама! Привет!

— Привет, Василёк! — Мама была вся холодная, с румянцем на лице, но Василёк всё равно обнял её.

— Мама, помоги решить задачу! Ну пожалуйста!

— Ну хорошо, хорошо, — мама засмеялась, — дай раздеться!

Через минуту мама зашла в комнату.

— Ну давай, горюшко ты моё. Что у нас тут? Из города Москва локомотив выехал на восток со скоростью пятьдесят километров в час. Сколько километров он проедет за четыре часа? Ну и что тут сложного? Надо что сделать?

Василёк пожал плечами.

— Ну, в школе вы что проходите?

Василек повспоминал.

— Ну… Про самолёты. Один самолёт летел, а ему навстречу другой самолёт летел. А ещё про мальчика, который шёл два часа и не устал.

— Это как? — брови мамы поднялись вверх. Василёк подумал: она что, сама это не проходила?

— Ну, — терпеливо начал объяснять Василек, — мальчик два часа шёл по дорожке. Он прошёл много, но не устал. Десять километров целых.

Мама села на Василькову кровать, а Василёк решил покачаться на стуле, и так покачался, что чуть не упал. Хорошо, сзади шкаф стоял.

— Ладно, давай сначала. Вы в школе должны проходить умножение. Вас там учили как умножать?

Василек вспомнил.

— Да, это как складывать, только по-другому.

— Василёк, умножение — это когда ты берешь одну цифру, например десять, и несколько раз её складываешь. Например, десять умножить на пять будет пятьдесят, потому что мы цифру десять пять раз прибавили. Понятно?

— Нет, — сказал Василек. Ему и правда было непонятно. Цифра десять кружилась у него в голове, сталкиваясь с другими цифрами десять, и ни одна из них никак не могла успокоиться.

— Десять — это число, — вдруг вспомнил он.

— Ну ладно! — Мама встала на коленки и высунула из картонной обувной коробки, что стояла под шкафом, Васильковых солдатиков. Не оловянных, а из пластмассы, с ружьями.

— Вот смотри. Вот пять солдатиков. — Она поставила пять солдатиков в ряд, а потом поставила ещё пять, рядом с первыми.

— Вот теперь смотри. Пять умножить на два будет десять.

Кажется, Василёк начинал понимать.

— А пять умножить на три будет пятнадцать? — Василек даже не смог усидеть на стуле и подбежал, сияя улыбкой, к солдатикам, но погрустнел, видя, что солдатики в коробке кончились. Остались самолетики, но не поставишь же их рядом с солдатиками!

— А больше не получается, у меня солдатиков нет.

— А ты в уме посчитай — сколько будет три умножить на три?

Солдатики в воображении Василька ожили, зашагали по-военному, и их командир, вон тот солдат, у которого сабля длиннее, чётко сказал — девять!

Мама сидела и улыбалась. Когда Василёк снова обратил на неё внимание, перестав играть с солдатиками в голове, она спросила:

— А ты знаешь, что такое локомотив?

Василёк погрустнел. Ну вот! На место солдатиков снова пришла мрачная пустота. В ней шевелились какие-то червячки, толстые и липкие. Наверное, локомотивы такие.

Мама, наверное, увидела этих червячков и сразу сказала:

— Локомотив — это такой автобус, который вагоны везет. Видел когда-нибудь, кто вагоны везет?

Конечно же, Василёк видел!!! Так вот что такое локомотив! Это сильный, мощный железный конь! Никто больше с вокзала эти вагоны бы не утащил!

— Да! Я видел, видел! Он красный! — Василёк подпрыгнул вверх, чуть люстру не сшиб.

— А знаешь, что такое восток?

Восток представлялся Васильку чем-то красным. Почему? Василёк не знал. А уже через секунду вспомнил — потому что Красный Восток. А почему он красный — Васильку было неинтересно.

— А восток, — продолжала мама удивлять Василька, — это то место, откуда Солнышко встает. Это та сторона, где встаёт Солнце. Смотри!

И она показала Васильку в окно дом, где Лёшка Новгородцев живёт. Василёк открыл рот и сначала не поверил, что это восток, но мама объяснила, что восток — это просто та сторона, а не дома, которые там стоят.

— Ну что, посмотрим задачу снова? — мама показала на стол.

Василек вскочил на стул и начал читать про локомотив — ему было интересно, куда он там ехал. Подошла мама.

— Ну, давай разбираться. «Из города Москва локомотив выехал на восток со скоростью пятьдесят километров в час. Сколько километров он проедет за четыре часа?»

— Двести.

Мама с удивлением взглянула на Василька, но тот уже искал глазами локомотивы в других задачах — куда они могут ещё ездить и сколько могут проехать? Правильный ответ его уже не интересовал.

Она тихонько отошла от сына, который уже и забыл о том, что хотел гулять.

А Васильку в эту ночь снился локомотив — маленький и весёлый! Он радостно покачивался на рельсах, выстукивал колесами песенку, и путь его лежал на Восток — туда, где сияло большое жёлтое восходящее Солнце.

Илюша в поезде

railway-62849_960_720Полуторагодовалый Илюшка спал и видел красивый сон. Во сне мама дала Илюшке целую бутылищу, полную вкусного, холодного молока… Такую тяжелую, что силенок не хватало, чтоб поднять — а уж он-то сильный мужчина! Когда мама спрашивала, где мужчина, Илюшка важно стучал рукой по животу, чтобы все видели, где он. Илюшка — мужчина!

Бутылка вдруг куда-то таинственно пропала, а Илюшка вдруг почувствовал, что его рука сама стала стучать по животу. Что это она? Захотела сама показать, где мужчина?

А рука ещё и вверх поднялась. И не успел Илюша удивиться, как проснулся.

Это мама одевала сонному Илюшке футболку. Поскольку Илья был мужчина, он решил не плакать, пока во всем не разберётся, и лишь прилег маме на плечо. Что-то подсказывало ему, что проснулся он раньше, чем обычно.

Потом происходили совсем странные вещи. Дедушка вез Илюшку с мамой и папой на машине, а вокруг было темно и столько огоньков, что показать маме на каждый не получалось.

Илюшка говорил — «Га! Га!», указывая маме на огни ночной Москвы, пока язык не устал, а голова опять не опустилась маме на плечо. Нет, столько огоньков он не видел никогда.

А потом Илюшу в полусне высунули из машины, принесли на какую-то твердую жаркую кровать, и захотели, чтоб он на ней спал.

Ну уж нет!!! Илюшка раскричался что есть мочи от обиды, и никакие уговоры мамы и папы его не обманули. Хотел выбежать — а там столько людей!..

— Илюшка, смотри, это поезд! Сейчас поедем быстро-быстро! — сказал папа, поворачивая мальчика красным от горя личиком к окну, но Илюшка почти не услышал его из-за собственного крика.

Еле успокоился, когда мама взяла и покормила его своим молоком. Так и уснул — в слезах и горячий.

Вот странная штука — поезд! Илюша проснулся, когда вокруг все еще спали, и не знал, чем и заняться. Тут уж и маме с папой пришлось проснуться — Илюшку, известного хулигана, одного оставить никак нельзя!

В ночном еще окошке мелькали, как упавшие на землю звездочки, скопления густой темноты, и Илюшины глаза бегали туда-сюда, чтобы успеть разглядеть темные пятна, уносящиеся вдаль. Мама надеялась, что окошко займет мальчика, но нет — Илюша быстро устал, и через полминуты резко отвернулся от окна, обратив внимание на вагон.

Сначала он хотел посчитать людей в вагоне. Илюша уже умел считать хорошо — до двух. Тщательно указывая на соседей пальчиком, он выговорил с выражением: «Ди… Да!»

Но в вагоне было столько людей, что до двух считать не получалось, и Илюше стало страшно. Он заревел, повернулся к папе и обхватил с горькими слезами его колени — докуда достал.

Здесь было гораздо хуже, чем дома. Зачем привели сюда? — спрашивал Илюша со слезами у мамы, но мама не понимала Илюшу — дала уже давно надоевшие фломастеры, которые Илюша гневно выбросил на пол.

Что это такое? Взял у другой тети бутерброд — отобрали. Хотел посмотреть, что в мусорном ящике — увели. Добежал по проходу до туалета — вернули! Ничего нельзя! Приходилось плакать и вьюном выворачиваться из рук.

Придумал себе развлечение. Поезд едет, качается, а Илюшка стоит на некрепких еще ножках и старается устоять, не свалиться на грязный линолеумный пол вагона. Даже засмеялся, когда долго стоял, а мама вдруг испугалась и забрала на надоевшие уже колени.

Мама сказала — сиди тихо! Илюша старался, посидел тихо очень долго, пока мама ложкой чай помешала, а потом ноги сами побежали. Как ни старался Илюша объяснить маме и папе, что у него ноги сами бегают — не понимают. Ясно же сказано — «Ка!» Что тут непонятного?

От безысходности Илюша принялся рисовать фломастерами. Хотел нарисовать дядю напротив — а руки совсем не слушаются. Каляка-маляка в тетрадке получилась. Илюша огорчился и снова выбросил со злости фломастер. Мама потом еще и наругала.

Но мама очень добрая. Потом она долго сидела с Илюшей и пыталась втолковать ему, что они едут на поезде. Илюша маму понимал, но не очень-то верил. Он прекрасно помнил, как пел песенку паровоз в мультфильме: «Чух-чух! Чух-чух!» А этот какой-то неправильный. Шипит только.

Так и маялся от безделья… Ехали долго — два дня и две ночи. Книжки надоели — он там всех животных наизусть помнил. Мячик надоел… Яблоки и пюре — надоели… Сидеть на верхней полке — надоело. Пить сок из бутылочки — надоело. Вниз головой висеть — и то надоело!

Да и еще и дяди в соседнем купе разговаривали так громко, что долго не пускали мягкую дремоту в Илюшкину и так измотанную жарой и страхами голову.

Измаялся, бедняга! Ныл всю дорогу, скулил, как щеночек, которого хозяин оставил, не знал, куда руки с ногами деть…

Хорошо, что на вторую ночь стало не так жарко, и Илюша, вымотанный солнцем, теснотой и собственным ревом, уснул у мамы на руках.

А на следующее утро… Только Илюша подумал, что теперь ему с мамой и папой придется сидеть в этом поезде вечно, за окном появились большие серые дома, большие кораблики на воде, и поезд остановился.

Папа стал выносить сумки, а мама показала Илюше через окно… бабушку!!!

Теперь Илюша понял, зачем его посадили в этот жаркий тесный вагон! Илюша побежал к выходу, с удовольствием повторяя: «Баба! Баба! Баба…», а сам думал — лучше бы он сам добежал до бабы, без поезда. Уж к бабе-то добежал бы!

Рисование — баловство или необходимость?

paint-2108185__340Кружки рисования для детей почему-то кажутся нашей системе образования какой-то оторванной от базового образования вещью.

Великие Математика, Литература, Русский Язык победно шествуют по школьной программе. Изо и несколько других предметов выглядят Золушками на их фоне.

Но самое неприятное здесь то, что система образования навязывает свои взгляды родителям и детям! И уже они начинают считать математику важной и достойной изучения, а изо — баловством для детишек. Денег, мол, этим не заработаешь.

Это не просто неверно. Это приводит к деградации. Нам в нашем центре не хотелось бы видеть предмет изобразительного искусства в таком ракурсе!

Кружки рисования для детей и основные предметы

Вот что мы, создатели кружка рисования при досуговом центре «Подсолнух», думаем об этом:

  • один мудрый философ сказал однажды, что уровень культуры общества определяется количеством людей искусства, действующих в нём. Что ж — это верно. Наше общество, к сожалению, нельзя назвать прогрессирующим в плане культуры, и одно из проявлений этого — количество вакансий продавцов или промоутеров, невероятно превышающее количество вакансий художников или иллюстраторов. Мы можем побороться за это!
  • не мы одни думаем, что кружки рисования для детей важны. Если вы посмотрите на страны, чья экономика развита куда больше нашей, вы увидите: эти страны поддерживают и развивают искусство! В Европе и Америке писатели, художники, музыканты пользуются куда большей поддержкой общества и государства. Не стоит думать, будто деятельность творческих людей и развитая экономика не зависят друг от друга. Ещё как зависят;
  • в нашей стране произошло вот что. Были периоды нашей истории (возможно, такой период происходит и сейчас), когда от огромного количества людей требовалось хотя бы чисто физическое выживание. Неурожаи, экономические кризисы, военное время… Миллионы граждан мечтали о том, как бы сохранить жизнь. В такие дни духовные потребности — потребности самого человека, а не его тела! — отодвигались на задний план. А когда такие дни происходят слишком часто — вырабатывается привычка игнорировать нужду человека в прекрасном…

Мы хотим, чтобы осмыслив вышесказанное, вы не создавали у себя идей, будто кружки рисования для детей и вообще предметы, связанные с искусством, второстепенны.

Они не второстепенны! Они — вторая, равная часть учебы вашего ребёнка, которая позволит ему развиваться гармонично.

В других статьях нашего блога мы расскажем и о других сторонах изо — то, что не расскажут вам учителя. Следите за новостями — и очень ждём ваших комментариев!

Летний лагерь в школе 2019 года: деньги

SONY DSC

Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога! Летний лагерь в школе 2019 года приветствует вас.

Сегодня мы хотим затронуть один минус современного образования, который обходится стороной в школах, но довольно подробно рассматривается в 2019 году в летнем лагере школы «Подсолнух».

Деньги. Читать далее →

Уникальные стороны нашего лагеря

1Дорогие друзья и читатели нашего блога! Вас снова приветствует московский летний городской лагерь «Подсолнух»!

Вот сидели мы недавно и думали о нашем московском летнем городском лагере под таким же летним названием «Подсолнух».

Для нас он не столько коммерческое предприятие, сколько дело убеждения, дело чести. То, за что можно гордиться. Как говорят — оглянешься потом назад, вспоминая всё то что делал в жизни, и что ты вспомнишь? Мы вспомним именно его, этот лагерь…

Но за что? Ведь в мире сотни, тысячи лагерей, куда детки ездят провести время, такое ли это достижение? Читать далее →

Детский летний городской дневной лагерь в Москве 2019 года

IMG_20170608_154252_HDRИтак, вот он — детский летний городской дневной лагерь в Москве 2019 года.

В мире столько пустой болтовни и ложных данных, что диву даёшься, как мы ещё живы и здоровы!

Недавно мы услышали ещё одно нелепое мнение: мол, Москва не для детей. Для нас, что устраивают детский отдых в городе уже пятый год, это просто смешно! Читать далее →

Город — прекрасное место для лагеря!

 

Между прочим, летний лагерь в городеccccccccKxQW2k для наших деток обесценивают зря.

Реклама различных пляжей посреди джунглей, может, и романтична, однако не каждый может позволить себе такую роскошь. Читать далее →